Антон Батагов ОКЕАН САНСАРА Прелюдия до минор, BWV 999 [Бах, между 1717 и 1723] _____
Записано в Forte Piano Recital Hall, Парамус, Нью-Джерси Особая благодарность: Карине Абрамян, Татьяне Козинец ________________________
Этот альбом я записал в августе 2022 года. Раньше я никогда не смешивал в одном альбоме свою музыку и музыку классиков. А теперь вот решился. Так или иначе, я всегда был и "исполнителем", и "композитором". Мои "интерпретации" классики всегда звучали, скажем так, странно (по сравнению с тем, как "полагается" играть), а в моих собственных вещах всегда есть эхо исполнительского опыта. Но теперь каждому звуку приходится прокладывать дорогу сквозь невозможность говорить музыкой и говорить вообще. Всё, что казалось важным и имеющим значение, обессмыслилось. И невозможно продолжать заниматься искусством так, как будто "всё нормально". Маршрут альбома идет сквозь "хрестоматийные" классические вещи и вещи мои собственные через всю мою жизнь – от тех времён, когда мама, посадив маленького меня на колени лицом к клавиатуре и положив мои руки поверх своих, играла мне эти прелюдии Баха (собственно, так я и "вошел в музыку") – и до настоящего момента. От "Музыки для декабря" (1993) до "Чаконы ля минор" (2021). От фа-минорного Музыкального момента Шуберта до самого последнего романса Чайковского ("Снова, как прежде, один") в моей транскрипции для фортепиано соло. Одиннадцать треков альбома – как разрозненные страницы, выброшенные на берег океана Сансара и попавшие кому-то в руки. Попытка понять, какая между ними связь, как и зачем всё это было, и что будет теперь. Если на этой планете кто-то вообще уцелеет, то не факт, что возникнет желание и возможность послушать музыку. Но на всякий случай пусть этот альбом существует.
_____
Рок-н-рОльга Эту вещь я написал в 2021 году по просьбе пианистки и композитора Ольги Ивановой. Она хотела сделать программу для концерта и альбома, состоящую из ноктюрнов разных авторов, и попросила коллег-композиторов написать для неё по ноктюрну. Как известно, ноктюрны XIX века – это нечто "пейзажное", лирическое, иногда трагическое, и, как правило, с красивой мелодией. XX век привнёс новые краски. XXI век всё соединил и убрал кавычки, понаставленные постмодернистами. Я подумал, что молодая, красивая и успешная леди, сочиняющая "академическую" музыку и выступающая с фортепианными концертами, вполне вероятно, ночью может захотеть пойти в клуб послушать нечто совсем другое и потанцевать. И я написал вещь под названием "Рок-н-рОльга". Такой вот ноктюрн.
Вдох выдох: ми минор Эта пьеса (2005) – главная тема фильма Ивана Дыховичного "Вдох выдох". В саундтреке фильма она существовала в двух вариантах – "громком" и "тихом". Недавно я сделал новую редакцию тихого варианта. Именно она и вошла в этот альбом.
Чакона ля минор Написана в 2021 году по заказу нью-йоркского фестиваля Bang on a Can. Чакона – не название, а форма: простая аккордовая секвенция и много вариаций, в которых на базе этих аккордов строятся всевозможные фактуры, мелодии, и всё что угодно. В барочные времена это была одна из самых распространенных форм. Ну а для "минималиста" чакона – абсолютно родное явление, потому что именно такие принципы и лежат в основе "минималистских" методов композиции.
Океан Сансара Эта вещь появилась в 2006 году в качестве вступительной темы для альбома "Ежедневная практика", придуманного и записанного мною вместе с ламой Сонамом Дордже (ламой Олегом). Сансару традиционно называют океаном горя, океаном печали, океаном слез. В 2022 году я сделал фортепианную версию "Океана Сансара".
Музыка для декабря Декабрь 1993 года. Отсюда и название. Это была музыка для сэмплерных инструментов. Через несколько дней после того, как я закончил запись, я познакомился с Иваном Дыховичным. Он искал композитора для нового фильма. Мы встретились, он послушал эту вещь и сказал: "Вот это и будет музыка для фильма". И получилось так, что название музыки стало названием фильма. А мы с Иваном дружили и сотрудничали 16 лет – вплоть до его смерти. В 2022 году я сделал версию "Музыки для декабря" для фортепиано соло. О сочинениях классиков, вошедших в альбом, писать не буду: они вряд ли нуждаются в моих словах.
АБ
________________________ (C) Мелодия 2024 ________________________ Дата выхода альбома: 13 декабря ________________________ Концерты: 24 ноября - Нью-Йорк 9 декабря - Берлин 10 декабря - Прага 14 декабря - Москва 15 декабря - Петербург ________________________
|