Антон Батагов
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
московская премьера, 16 сентября 2013 года, рахманиновский зал консерватории

"Сочинение, которое поменяло современные ориентиры" (газета "Ведомости")

 

ВИДЕО:

1 У могилы Рахманинова (кладбище Кенсико, Валхалла, штат Нью-Йорк)
2 Письмо Сергея Рахманинова Симеону тен Холту
3 Письмо Сергея Рахманинова Питеру Гэбриэлу
4 Письмо Сергея Рахманинова Арво Пярту
5 Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди
6 Письмо Сергея Рахманинова Филипу Глассу
7 Письмо Сергея Рахманинова Виму Мертенсу и Никколо Паганини
8 Письмо Сергея Рахманинова Брайану Ино
9 Письмо Сергея Рахманинова Владимиру Мартынову
10 У могилы Рахманинова. Постлюдия

 

В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг – живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также "простые смертные" со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира…

Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл. В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам.
Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не "опережал время", и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ – начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют "современной классикой", и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива – буквально из двух-трех нот – слово "минимализм" уже готово сорваться с языка… Впрочем, пути этих взаимодействий – штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять ее музыковедческими терминами. Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше – и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.

Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит.