ЧАСЫ. Музыка о жизни и смерти.
Размышления перед концертом. И после

фейсбук-посты, сентябрь-октябрь 2015

 

Это моя первая в этом сезоне программа из цикла "Рояль. Restart". Я сыграю ее 24 октября в Петербурге (в Эрарте) и 30 октября в Москве (в Доме музыки).

В первом отделении – музыка Филипа Гласса из фильма " The Hours", а во втором – 5 пьес Иоганна Пахельбеля. Разумеется, Чакону фа минор и Канон ре мажор, которые я играл год назад, я в эту программу не включил, так что все эти сочинения – впервые в России.

Про Гласса-то понятно, что впервые, а вот насчет Пахельбеля – похоже, что эти вещи на рояле вообще никто не играл, и не только в России. Я не на 100% в этом уверен, но дело в том, что когда я играю что-то, что в оригинале было написано для других инструментов, я делаю свою фортепианную версию, так что получается, что это как бы премьера.

И - ВНИМАНИЕ! – мои концерты в Москве в этом сезоне будут начинаться в 19 часов, а не в 20, как раньше.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Недавно министр нашей культуры назвал Довлатова выдающимся писателем XIX века.
Я давно подозревал, что под министерским пиджаком бьется сердце истинного постмодерниста. Я тоже позволю себе внести скромный вклад в культуру: буду играть музыку великого классика американского барокко XVII века Филипа Гласса и музыку молодого, подающего надежды немецкого минималиста Иоганна Пахельбеля.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Есть такой жанр: концерт по заявкам.

Когда Гласс приезжал в Россию единственный раз – в 2003 году, в Москву и Петербург, - он, кроме концерта с ансамблем, сыграл сольный в Рахманиновском зале. Кто-то из зала в перерыве между вещами выкрикнул: " Please play music from The Hours!"

Маэстро обрадовался, что тут знают эту музыку, и, как ни в чем ни бывало, сыграл оттуда одну пьесу. Когда я сказал ему, совсем недавно, что буду играть всю эту сюиту, я напомнил ему эту историю. Он говорит: "Да, я помню. Я тогда вообще не собирался играть сольный концерт, но ведь в России, по-моему, всё всегда происходит неожиданно - и эта идея тоже возникла неожиданно, я скомпоновал программу из разных других вещей, и вдруг – попросили The Hours, а я сыграл только одну часть. А теперь вы за меня всё сыграете, мне самому уже можно не ехать."

- - - - - - - - - - - - - - - -

На днях Сергей Красин сообщил, что на FancyMusic скоро выйдет мой новый альбом.

Это чистая правда.

Я записал 5 сочинений Иоганна Пахельбеля, которые буду играть во втором отделении программы ЧАСЫ. А диск назван по названию одной из этих пяти пьес:

Alle Menschen Mussen Sterben (Все люди должны умереть).

Записал я всё это вдали от Родины, на том самом рояле, на котором записаны "Письма Рахманинова" – Steinway M 1932 года. Как же я люблю вот такие рояли, которые не встретишь сейчас в обычных залах и студиях! Очень точные "последние штрихи" в эту запись внес звукорежиссер Михлин, сделав мастеринг на великолепных аналоговых приборах.

Так что мои концерты в Петербурге 24 октября и в Москве 30 октября станут еще и презентацией этого альбома.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Два отделения программы ЧАСЫ – как вопрос и ответ.

В Петербурге я сыграю эту программу на белом рояле Bechstein , а в Москве – на черном Steinway .

Вообще-то можно было бы играть первое отделение на черном рояле, а второе на белом, или наоборот.

Центральная пьеса из саундтрека Гласса к фильму The Hours называется "Почему кто-то должен умирать?" ( Why Does Someone Have to Die ?). А закончится концерт пьесой Пахельбеля "Все люди должны умереть" ( Alle Menschen Mussen Sterben ).

В общем-то, такой ответ не убеждает.

Почему в какой-то момент кто-то уходит, а мы остаемся, а потом мы уйдем, а кто-то останется? Невозможно в это до конца поверить. Мы всю жизнь придумываем ответы на вопросы о "смысле жизни", так и не задав себе один вопрос: о смысле смерти.

"Смерть – самое лучшее изобретение жизни" (Стив Джобс).

- - - - - - - - - - - - - - - -

Пиар – очень трудное дело. Знаете, что в нем самое трудное?

Если начинаешь рассказывать о концерте больше, чем за месяц, то обязательно кто-то перепутает. Вот сейчас уже несколько человек сказали мне, что собираются на мой концерт завтра, 30 числа, а концерт-то будет 30 октября!

Еще путают время начала концерта и место. В прошлых двух сезонах я всегда начинал в 20, но обязательно кто-то приходил к 19. Но это не очень страшно. А в этом сезоне все мои концерты в Москве будут начинаться в 19, и вот тут очень важно не перепутать и не прийти на час позже.

Что касается места, то, скажем, несколько дней назад на премьеру фильма ТАК БЛИЗКО два человека приехали в правильный день и в правильное время, но в неправильное место: не в ЦДХ, а в ЦД кого-то еще.

На всякий случай напоминаю, что мои московские концерты будут в Доме музыки, который благодаря программному директору Веронике Камаевой стал для меня именно тем местом, куда мне неизменно хочется возвращаться даже с гор нью-йоркской области.

- - - - - - - - - - - - - - -

Как составлять программу концерта?

Вопрос, всегда актуальный для любого музыканта.

Соединение минимализма и старинной музыки – вполне естественная вещь, и тут я вовсе не пионер. Но мне всегда интересно не просто сопоставление стилей, а что-то такое, что объединяет разные музыки на более тонком и менее очевидном уровне. В этом смысле программу ЧАСЫ придумал не я, а она сама себя придумала.

Why Does Someone Have to Die? - Alle Menschen Mussen Sterben. Это не просто вопрос Гласса, на который отвечает Пахельбель. Это даже не вопрос и ответ. Это переключение нашего сознания в другой режим. И в этом режиме уже нет деления музыки на трагическую и радостную, не говоря уж о грустной и веселой.

Я сказал Глассу, что придумал вот такую программу. Он был, как бы это описать… " excited ".

- По-моему, прекрасная идея. Вообще мою музыку довольно часто играют вместе с чем-то, что кажется исполнителю созвучным. Вот недавно один пианист играл мою сюиту Metamorphosis вместе с Шубертом. По-моему, там всё очень неплохо сложилось. Не знаю, конечно… может быть, та публика, которая слушает только классику, была не очень довольна, и ждала, когда это наконец кончится и начнется Шуберт… А вот с "Часами" и Пахельбелем – это здорово. Alle menschen … мда… Вообще-то он на меня в свое время сильно повлиял. И не только на меня, конечно. Вы же, конечно, знаете вариации Брайана Ино? Да и на многих он повлиял. Я не понимаю, как вообще можно не любить эту музыку. Мы все должны учиться у него.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Еще одна мысль из серии "как составлять программу": о тональностях.

А о чем еще думать солнечным прохладным осенним утром?

В сюите Гласса The Hours все 11 пьес написаны в двух тональностях: соль минор и ля минор (как всегда у Гласса, с отблеском фа-мажора), перетекающие друг в друга без отвлечений на поиски разнообразия и опасений, что кому-то станет скучно. Деление на 11 частей – условно. Это один непрерывный поток, одно состояние. Абсолютно гипнотическая музыка колоссальной силы и мало с чем сравнимой цельности.

А те 5 пьес Пахельбеля, которые я выбрал для второго отделения программы – тоже как будто бы одна вещь, условно разделенная на 5 частей. Ре мажор – ре минор – до мажор – ля минор – ре мажор. Путешествие начинается и заканчивается одним и тем же аккордом. Мы совершаем круг. Наш путь прокладывается сам собой, а эти тональности не воспринимаются как нечто различное. Это просто разные грани одного и того кристалла, на которые попадает один и тот же солнечный луч.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Каждый раз, когда я пишу слово "Гласс", программа Микрософт Ворд заботливо исправляет на "Глас". Я уже привык. Большую букву оставляет, то есть Глас с большой буквы. Спасибо, что не добавляет слово "Божий".

А вот слово "Пахельбель" не исправляет, только подчеркивает.

(на правах рекламы)

Кстати, билетов уже совсем немного, и только по краям. Но там всё равно темно и ничего не видно.

Если билетов на московский концерт кому-то не хватит, приезжайте 24-го в Петербург. Это недалеко. И город неплохой.

- - - - - - - - - - - - - - - -

В Перми сегодня Аида, а у нас тут маэстро Иоганн Пахельбель.

Это мой 5-й альбом на. В нем 5 треков, на обложке 5 деревьев.

Сегодня утром один человек мне пишет: "Я уже скачал и послушал этот диск. Скажите: там такое название – все люди должны умереть – а почему музыка такая позитивная?"

Я так и не нашелся, что ответить.

Кстати, и погода сегодня хорошая.

- - - - - - - - - - - - - - - -

…и, как и в прошлых сезонах, на моих концертах в Доме музыки в фойе будет стоять копилка для сбора пожертвований в помощь приюту для бездомных собак "Зов предков".

И вот какая у меня просьба. Мне, как и любому музыканту, бывает очень приятно, когда кто-то преподносит мне на концерте цветы. И если у кого-то из вас возникнет такое желание, то, пожалуйста, не покупайте цветы, а возьмите те деньги, которые вы потратили бы на них, и положите в эту самую копилку. А если кто-то собрался закидать меня помидорами или какими-то другими подходящими предметами – пожалуйста, поступите так же.

Спасибо вам!

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вчера после концерта у меня не получилось вернуться в "обычную жизнь", т.е. в фб. Сегодня утром вроде бы получилось.

Спасибо вам. Я очень рад, что продолжаются наши с вами встречи в доме музыки. Именно он стал тем местом, где это оказалось возможным – не один раз, а постоянно. Спасибо Веронике, благодаря которой это происходит. Вообще в России нет менеджеров, которые умели бы заниматься новой классикой во всех ее аспектах. Их и на западе-то полтора человека. Это требует много чего, и прежде всего храбрости. Надо не бояться свернуть с тех рельсов, по которым ездит привычный бизнес под названием "классическая музыка". Вот Вероника не боится, и поэтому всё становится возможным.

Мне кажется, что каждый из вас находит свой способ ориентации в темноте и свой контакт с музыкой. Моя задача – вовремя нажимать нужные клавиши. Если этот процесс помогает вам и мне что-то почувствовать и может быть даже понять – значит, всё нормально.

Вот если бы еще научиться выключать телефоны… Не ставить их в режим вибрации, а вообще выключать. Знаете, есть люди, которые кладут включенный телефон в гроб своим умершим близким. Я видел это своими глазами. А потом этот телефон звонит в могиле, пока батарейка не сядет. Особенно раньше, когда были еще не смартфоны, а простые звонилки, у них батарейка могла держаться в режиме ожидания чуть ли не месяц. Вчера я это вспомнил.

А для собачьего приюта вчера собрали 25520 рублей. За это – огромное вам собачье спасибо. Тут никакие человеческие слова ничего не выражают. Это гораздо больше, чем спасибо.

___________________________________________________________________________________

https://youtu.be/DrXyMywvHF0

Philip Glass: The HOURS, Видео с концерта в ММДМ 30 октября, с хорошо записанным звуком. Вся сюита целиком, 50 минут.