Антон Батагов


ДИАЛОГ
опера для одного голоса

 

Прелюдия
Система
Игра
Лирическое отступление
Конфликт
Развязка
Постлюдия

 

Общее время: 50:03

 

Ася Соршнева электроскрипка
Сергей Калачёв "Grebstel" бас-гитара, электроника
Антон Батагов рояль, подготовленный рояль, виртуальные инструменты, сэмплирование
Геннадий Иозефавичус голос

Музыка: Антон Батагов, 1995
Запись: АБ, 1995 / 2020
Сведение: АБ, 2020
Мастеринг: Руслан Зайпольд, 2022
Дизайн обложки и буклета: Сергей Красин
Исполнительный продюсер: Сергей Красин


(C) FANCYMUSIC 2022

___________________

 

Эта музыка была написана в 1995 году на текст банковского автоответчика. "Чтобы узнать баланс, нажмите 1, чтобы вернуться в главное меню, нажмите звёздочку", итд. Мы давно привыкли к такому формату телефонного диалога. А тогда, в 1995-м, эта система в России появилась впервые. Первый банк, который это сделал, назывался Диалогбанк. Он отличался не только технической прогрессивностью, но и стремлением выглядеть стильно и "артистично". Всем этим там заведовал Геннадий Иозефавичус, журналист и креативный директор всевозможных рекламных кампаний. И банк попросил его придумать необычное арт-событие, чтобы привлечь внимание к новой системе телефонного обслуживания. Для названия системы они изобрели непонятное, но интригующее словосочетание CrownNet Telebanking, а все слова и фразы для неё были записаны голосом Иозефавичуса. Гена обратился ко мне с предложением… написать музыку на этот текст – а он организует публичное событие, где она будет исполнена, и это будет ни на что не похожая рекламная акция и ни на что не похожий проект в сфере современной музыки.

Идея эта поначалу показалась мне более чем странной, но когда я увидел текст, сомнения тут же отпали. Передо мной было гениальное литературное произведение, при этом его автором был банк! Те, кто "сочинял" эти фразы с вполне конкретной утилитарной целью, даже не представляли себе всю глубину и универсальность того, что у них получилось!

Итак, я согласился. Из нескольких десятков страниц я выбрал то, что показалось мне самым "главным", а потом сгруппировал эти словесные блоки таким образом, что из них сложился "сюжет", маршрут путешествия. И я написал на этот текст 50-минутное сочинение "Диалог. Опера для одного голоса". Голос Гены, произносящий все эти банковские слова, стал невидимым проводником, ведущим единственного героя сквозь лабиринты виртуального мира. А герой – молчит. Я тогда работал в основном с сэмплерами – инструментами, позволяющими использовать любой живой звук в качестве материала для аудио-моделирования. И вот, две виртуальных реальности – музыкальная и телефонно-банковская – встретились как родные. Голос-проводник звучит внутри музыки в точности так, как он звучал в телефоне у любого человека, позвонившего в банк.

Премьера (она же рекламная акция) состоялась в павильоне Экспоцентра в Москве. Специально построенная сцена представляла собой стену из телеэкранов, у подножия которой на огромных телефонных кнопках располагался Гена с трубкой от старого телефона и я со своей клавишной электроникой. На экранах беззвучно крутились рекламные ролики банка, перемешиваясь с картинкой нашего "музицирования" в реальном времени. Количество журналистов, приехавших "осветить" это событие, не поддавалось исчислению. Буквально все телеканалы, радиостанции и газеты сделали об этом репортажи, а в нескольких печатных изданиях появились статьи с серьёзным музыковедческим разбором. В общем, вот такая музыкальная жизнь была в Москве в середине 90-х.

Слушавшие всё это сотрудники банка были абсолютно уверены, что единственная цель этой музыки – реклама. В связи с этим она им даже понравилась (по крайней мере, они сделали такой вид). А вот президенту банка она не понравилась, особенно 5-я часть ("Конфликт"), потому что она "вызывает у клиентов негативный образ банка". Через день он поехал в Лондон, и первое, что ему там сказали, было: "А мы читали в русских газетах про оперу! Какие же вы молодцы, это же надо так здорово придумать!" – и президент гордо ответил: "Да, мы постарались сделать что-то необычное..."

Прошло много лет. И я подумал, что было бы здорово издать эту вещь. Тогда, в 95-м, она не была записана так, как мне бы хотелось. Как выяснилось, основной инструмент, на котором я всё это делал, сохранился у моего друга Пети Кудрявцева в идеальном состоянии. И вот я привез его в свою домашнюю студию, включил… Чтобы вы понимали, файлы туда грузятся с дискет. Сегодняшние молодые поколения не знают, что это такое. Так вот, вставляешь туда дискету, он потом просит другую, третью, ещё просит CD- ROM Drive, подключённый через SCSI-интерфейс (еще два термина, канувших в историю), и вот так по частям загружаются конфигурации звуков и секвенций, записанные в память инструмента и сохранённые в таком формате. К счастью, мои дискеты, пролежавшие на полке 25 лет, были в полной сохранности, и все файлы с них прекрасно загрузились. Я поработал с этим материалом с помощью современных студийных технологий и добавил туда ещё кое-что "невиртуальное". В новой записи приняли участие два уникальных музыканта: басист Сергей Калачёв " Grebstel" и скрипачка Ася Соршнева.

АБ, октябрь 2020

PS. Новая запись была закончена осенью 2020 года. С тех пор она ждала своей очереди "на выход", потому что у нас были другие альбомы, которые надо было издать раньше. Прошло ещё два года. А теперь – и этот "сюжет", и эта музыка выглядят как сказка из другого мира. Мира, который был таким реальным. Мира, который рухнул. Мира, в который мы никогда не вернёмся.

АБ, ноябрь 2022

 

___________________

 

СЛУШАТЬ / КУПИТЬ